На главную . |
Наутилус Помпилиус Невидимка (1985)
«Наутилус Помпилиус» - 85.
Слева направо: Вячеслав Бутусов, Виктор
«Пифа» Комаров и Дмитрий Умецкий.
Фото: Ильдар Зиганшин
Часть I. Как я стал
невидимкой:
Она есть
Превращение
Маленький подвиг
Свидание
Никто мне не поверит
Алчи, Алчи
Часть II. Я невидимка:
Буги с косой
Идиллия
Мифическая столовая
В который раз
я вижу R’N’R
Князь Тишины
Последнее письмо
(Гудбай, Америка)
Кто я?
Рождение «Невидимки», как это часто бывает в
искусстве, произошло не благодаря
обстоятельствам, а вопреки им. Пауза, возникшая в
творчестве «Наутилуса» после записи предыдущего
альбома «Переезд», объяснялась новыми
жизненными реалиями, с которыми столкнулись
Бутусов и Умецкий после окончания
Архитектурного института. В процессе
распределения судьба забросила их в проектные
институты с труднопроизносимыми названиями и
восьмичасовым рабочим днем. Полугода
творческого безделья на захудалых
социалистических предприятиях оказалось вполне
достаточно, чтобы превратить художников и
аристократов духа в заурядных советских
инженеров. Возможностей репетировать ни у Славы,
ни у Димы не было, и в итоге у обоих на фоне
затянувшегося нервного стресса началась
нешуточная депрессия. Инфантильномрачноватый
Бутусов и полусонно
красивый Умецкий с поразительным упрямством
стали искать утешение и истину в вине.
Свердловские рок-деятели любят вспоминать
историю о том, как лидер «Урфин Джюса» Александр
Пантыкин (продюсировавший в свое время
«Переезд»), встретив в очередной раз не
держащихся на ногах от передозировки портвейна
Бутусова и Умецкого, уверенно предрек им
неминуемый творческий кризис. Возможно, так оно и
случилось бы, но, как известно, именно в подобных
безнадежных ситуациях нередко и наступает
прорыв.
По-видимому, причин ренессанса «Наутилуса» было
несколько. Одной из них оказался неожиданный для
Свердловска альянс группы с поэтом Ильей
Кормильцевым.
Еще летом 84-го года Кормильцев приобрел
порто-студию Sony - с целью перевести на более
профессиональный уровень запись альбомов его
тогдашних друзей-музыкантов из «Урфин Джюса»,
«Наутилуса» и «Метро».
Стоило это чудо японской бытовой техники
каких-то немыслимых денег, и для его покупки
Кормильцеву пришлось заложить в ломбард все
ювелирные украшения жены и золото ближайших
друзей.
Скорее всего портостудия предназначалась для
молодых японских балбесов, которые пытались в
домашних условиях научиться записывать
электрический звук. Это было весьма примитивное
устройство, состоявшее из двух
несинхронизированных дек с небольшим
четырехканальным пультом и встроенным
ревербератором. Включать ревербератор не
рекомендовалось, поскольку по своему звучанию он
скорее напоминал не достижения современной
цивилизации в области микросхем, а синюшкин
колодец из сказок Бажова. Тем не менее это была
реальная аппаратура, на которой можно было
попытаться записывать альбом.
После того, как портостудия оказалась дома у
Бутусова, в его восприятии мира начали
происходить определенные перемены.
Еще одним источником вдохновения оказалась
совместная поездка Бутусова и Умецкого на
очередной ленинградский рок-фестиваль, откуда
оба вернулись с горящими глазами.
«Я приехал из Питера немного шокированный, -
вспоминает Бутусов. - Для меня ленинградский рок
стал потрясением и чем-то гипнотизирующим. Я
тогда получил от питерских групп большой заряд
энергии».
Вдохновленные Бутусов и Умецкий наконец-то
принимаются за работу. Появляются первые
наброски стихотворений (в отличие от поздних
альбомов «Наутилуса» тексты в тот раз музыканты
создавали сами). Бутусов пишет «Превращение»,
«Никто мне не поверит», «Свидание», «R’N’R»,
Умецкий - «Маленький подвиг», «Идиллию», «Буги с
косой». В тот период Бутусов и Умецкий были
идеальными катализаторами друг для друга, и не
случайно три основных хита «Невидимки» - «Гудбай,
Америка», «Алчи, Алчи» и «Мифическая столовая»
были плодом их совместного творчества. И хотя
впоследствии соавторство Умецкого на «Гудбай,
Америка» не особенно афишировалось, именно ему
принадлежали строки про «тертые джинсы» и
«запретные плоды».
«Я всегда ориентировался на эту вещь, потому что
композиция была однозначно сильная, - вспоминает
Умецкий. - Чувство хита у меня было развито
всегда, и я прекрасно отдавал себе отчет, что
песня с такой тематикой будет работать очень
эффектно и пробьет любые барьеры».
Помимо текстов Бутусова и Умецкого в альбом
также вошло стихотворение Кормильцева «Кто я?», а
в основу апокалипсического «Князя Тишины» легло
произведение венгерского поэта-импрессиониста
Эндре Ади, книжку со стихами которого Слава купил
на автобусной остановке.
Венгерская лирика составила текстовую основу
альбома «Переезд», а не попавший туда по
загадочным техническим причинам «Князь Тишины»
наконец-то нашел свой приют в «Невидимке».
Дело в том, что Бутусов, к тому времени только
начинавший писать собственные стихи, еще не
чувствовал себя достаточно уверенно в этой роли.
В сборнике венгерской поэзии он наконец-то нашел
то, что искал достаточно давно, - близкую по
мироощущению поэзию, в которой был бы минимум
конкретики при наличии большого ассоциативного
пространства. Немаловажную роль играл и тот факт,
что стихи Эндре Ади были для России
малоизвестным явлением - все-таки не Пушкин и не
Маяковский.
...Реальные очертания будущей записи возникли
после того, как однокурсник Димы и Славы по
Архитектурному институту Дима Воробьев доверил
им на полмесяца собственную квартиру. Подобно
героям популярного кинофильма «Ирония судьбы», у
Воробьева была добрая традиция - нет, не париться
под Новый год в бане, а уезжать в конце каждой
зимы кататься на лыжах на Чегет. Не
воспользоваться подобным подарком судьбы было
бы попросту грешно.
Слева направо: звукооператоры
«Наутилуса» Леонид Порохня и Дмитрий Тарик, 1997 г.;
Вячеслав Бутусов на сессии «Невидимки» (запись композиции «Гудбай, Америка»), 1985 г. Справа: одна из репетиций «Невидимки» на квартире у Бутусова, конец 1984 г. |
Назад дороги не было - к
концу 84-го года у Бутусова с Умецким была готова
большая часть программы. Почувствовав
приближение решающих событий, они целиком
сконцентрировались на предстоящей сессии.
Прежде всего они сделали невозможное,
умудрившись раздобыть для записи 90-минутную
кассету Maxell типа metal.
«Это был великий Maxell, над которым тряслись и
дрожали больше, чем над всем остальным, -
вспоминает Бутусов. - Кассета стоила безумных
денег, и мы доставали ее через каких-то блатных
людей. Если вдуматься, поразительные вещи
происходили тогда».
В январе 85-го музыканты «Наутилуса» знакомятся
со звукооператорами «Урфин Джюса» Леонидом
Порохней и Дмитрием Тариком - с целью обсудить
возможность предстоящей сессии.
Незадолго до этого Тарик и Порохня записывали в
Каменец-Уральском довольно вымученный альбом
«Урфин Джюса» «Жизнь в стиле heavy-metal». Теперь им
было интересно поэкспериментировать с эстетикой
новой волны.
Встреча «большой четверки»
Бутусов-Умецкий-Тарик-Порохня происходила в
условиях повышенной секретности в подъезде дома,
где жил Кормильцев.
«Когда Слава прямо на лестничной клетке напел
нам несколько песен, мы просто оторопели, -
вспоминает Порохня. - Затем мы с Тариком долго
ходили по улицам, разговаривали, обсуждая и
напевая их. Было очевидно, что этот альбом
обречен на успех».
Еще одним конструктивным шагом возрождающегося
из пепла «Наутилуса» стал отказ от авантюрной
идеи записывать альбом вдвоем: «вначале бас и
ритм-бокс, а затем наложить гитару, какую-нибудь
клавишу и вокал».
За неделю до начала сессии Дима со Славой созрели
для того, чтобы пригласить в группу пианиста. В
роли клавишника им виделся их старый знакомый по
Архитектурному институту Виктор Комаров по
прозвищу «Пифа», добивавший себя и рабочие
трудодни в грустной конторе под названием
«Главснаб».
«В институте Пифа что-то «нарезал» на рояле, и мы,
естественно, посчитали, что он великий пианист, -
вспоминает Бутусов. - Когда мы его пригласили, то
выяснилось, что он, возможно, и не очень сильный
исполнитель, но зато - великий прикольщик».
Приняв приглашение, Пифа за неполную неделю
отрепетировал необходимые клавишные партии.
Помимо этого, он оказался на редкость
коммуникабельным человеком - органично
вписавшись в состав, Пифа стабилизировал
отношения в группе и придал двум витающим в
облаках музыкантам необходимую приземленность.
Помимо массы общечеловеческих достоинств
Комаров также оказался владельцем старых
«Жигулей» по прозвищу «Голубой Мул», с помощью
которых во время записи добывалась недостающая
аппаратура. Процесс создания
материально-технической базы для домашней
подпольной студии происходил по
древнеславянскому принципу «с миру по нитке». С
середины февраля музыканты «Нау» совершали на
«Голубом Муле» ежевечерние набеги на
дискотечно-ресторанные точки Свердловска и его
окрестностей.
Первоначально они заезжали в Верхнюю Пышму (30 км
от города) к комсомольско-дискотечному
функционеру Толику Королеву, который выдавал на
ночь ленточный итальянский ревербератор
производства пятидесятых годов.
Несмотря на то что ревербератор постоянно
заикался, это все же было великое благо.
Затем музыканты направлялись в сторону
ресторана «Центральный», в котором в поте лица
лабали остатки группы «Слайды».
В составе экс-«Слайдов» трудился Алексей Палыч
Хоменко - старый друг Умецкого и будущий
клавишник «Наутилуса» периода 87-88 гг.
Дождавшись окончания «ловли карася», Умецкий с
Комаровым получали от Хоменко на ночь заветную
клавишу Yamaha PS-55 - еще один несложный инструмент
японского производства. На следующий вечер
синтезатор возвращался обратно в ресторан, а в
полночь снова забирался на запись.
Работа над альбомом начиналась поздно ночью,
после того, как вся необходимая аппаратура была
собрана, а соседи Димы Воробьева по пятиэтажной
хрущевке уже спали глубоким сном.
Однокомнатная квартира Воробьева была разделена
на две части. Портостудия, клавиши, ревербератор
и остальная аппаратура находились в комнате, а
кухня была превращена в дискуссионный клуб и
распивочную.
«Выходить из дома было некогда, поэтому все
происходило нон-стопом, - вспоминает Порохня. -
Спали вповалку по-спартански, прямо на полу.
Когда, проголодавшись, мы с Тариком
поинтересовались у Умецкого, нет ли чего поесть,
он радостно извлек из-под кухонного стола ящик
портвейна - спецпитание за спецвредность».
«Это было рубилово на выживание, - говорит
Умецкий. - Действительно, в то время мы часто
искали утешение в портвейне.
Но именно остатки юношеского задора позволили
нам этот альбом сделать. Несмотря на то что к
концу записи мы уничтожили невероятное
количество спиртного и превратили квартиру в
полный бардак, работа шла достаточно четко».
Технология записи «Невидимки» по степени
изобретательности оставляла далеко позади не
только Полковника с Тропилло, но и Кулибина с
братьями Черепановыми. Поскольку денег на
покупку второй металлической пленки не было,
имевшаяся была разрезана на две
сорокапятиминутные части.
На первую часть писалась болванка: в заповедной
«Ямахе» включался ритм-бокс, Бутусов нажимал на
немногочисленные кнопки, Комаров, пытаясь не
забыть гармонии, играл свои партии, а Умецкий с
энтузиазмом рубился на басу. Затем на болванку
накладывались со второй кассеты гитара Бутусова
и пропущенный через ревербератор вокал.
Необходимо отметить, что это был первый альбом
«Наутилуса», на котором Бутусов наконец-то
определился с собственным вокальным стилем.
Нервная заунывность, низкие тембры и мрачные
интонации придавали
песням необходимую эмоциональную окраску.
Бутусов привнес в «Наутилус» не только
настроение, но и нечто такое, что отличает
неученого гения от образованных
посредственностей. И сердца даже самых отчаянных
скептиков дрогнули.
...Музыкально «Невидимка» покоился на трех китах
увлечения акустическим Led Zeppelin, энергетикой
ленинградских групп и стилистикой Police, альбом
которых «Synchronicity» Бутусов услышал незадолго до
записи. Соответственно, большая часть
«Невидимки» получилась эклектичной:
несколько нововолновых рок-н-роллов («Маленький
подвиг», «Буги с косой», «В который раз я вижу
R’N’R»), босса-нова («Гудбай, Америка»), а также
мистические и абсурдистские произведения
(«Свидание», «Мифическая столовая»,
«Превращение»).
«Славу тогда сильно тянуло в ска и в
ленинградские дела, а я к Питеру относился
спокойно, - вспоминает Умецкий. - Моя позиция
заключалась в следующем: «Не можешь играть
сложно - играй просто. Главное - чтобы были
энергия и драйв».
В итоге упор был сделан на упрощенную
ритм-секцию, которая, несмотря на отсутствие
живых барабанов, должна была нести мрачную
энергетику, ритм и в конце концов добивать
слушателя. Спустя пару лет подобная ориентация
на несложный ритмический рисунок начала
прослеживаться у группы «Кино».
Драматургия будущего альбома состояла из двух
частей: «Как я стал невидимкой» и «Я невидимка».
«Это был плод моего больного воображения, -
вспоминает Бутусов. - Я человек хоть и не умеющий
делать концепцию, но все время к этому
стремящийся. Возможно, тогда мы чисто интуитивно
пытались подобным образом нагнать пафоса».
...Ближе к концу записи эпицентр жизни в «веселой
квартирке» стал плавно перемещаться из «студии»
в «закусочную». Началась весна. С лыжной прогулки
вернулся Дима Воробьев с женой.
Увидел заваленную пустыми бутылками квартиру, но
ругаться не стал. Взяв кинокамеру, будущий
директор ТПО художественных фильмов
Свердловской киностудии отснял на
8-миллиметровую пленку фрагменты последних
дней работы. Теоретически эта пленка сохранилась
где-то на антресолях московской квартиры
Умецкого. По свидетельству его супруги Алены
Аникиной, «они там сидят в шерстяных носках по
колено и что-то мычат. Ужасно смешно».
Финал записи «Невидимки» и впрямь проходил
неправдоподобно весело. Отмечать завершение
недоделанного альбома музыканты и
звукооператоры начали, еще до записи «Гудбай,
Америка». По воспоминаниям Бутусова,
первоначально эту композицию записывать вообще
не планировалось: «Мы ее не отрепетировали,
поскольку она игралась в реггей и для этого нам
надо было разучивать какие-то инструментальные
ходы. Потом решили попробовать записаться на
халяву.
Там, мол, посмотрим. К тому же Порохня сказал:
«Отличная песня получается. Почему бы и нет?
Давайте попробуем». И мы ее состряпали тут же -
прямо на ходу».
«Все происходило под хиханьки-хаханьки, -
вспоминает Порохня. - По-моему, мы с Тариком в
«Гудбай, Америка» даже подпевали. Все было
настолько бодро и в кайф, что попросту не с чем
сравнивать. Это единственный альбом, который так
писался - я потом еще много записей видел».
«На последней репетиции мы перепробовали
несколько вариантов «Америки» - до тех пор, пока
Комаров случайно не включил ритм bossa-nova, -
вспоминает Умецкий. - Кнопки с reggae на Yamaha PS-55,
кажется, не было вообще. И вдруг мы увидели, как
все просто играется и получается само собой...
Может быть, немного сладковато и попсово, но
очень мелодично».
Записав «Гудбай, Америка», музыканты и не
предполагали, что как бы между прочим создали
гимн своего поколения. Того самого поколения,
которое понимало, что что-то из этой жизни
безвозвратно уходит, но не всегда понимало, что
именно. «Америка» резко выделялась на фоне
остальных песен, смысл которых был вполне
очевиден, но почти непередаваем словами. Много
мистики и минора, страха перед неизвестностью,
навязчивых мыслей о смерти, декадентского
пессимизма, порой переходящего в
самооплакивание. Щемящее ощущение взгляда из-под
воды, когда сдвинуты пропорции, нарушены
масштабы, а очертания размыты.
В воздухе запахло высоким искусством.
Вся работа над «Невидимкой» была закончена 8
марта.
Домой музыканты возвращались сильно заросшие, с
неизгладимым ароматом многодневных дегустаций
портвейна.
«Я помню, как тщетно пытался провести дома
параллель между «Невидимкой» и Международным
женским праздником, - вспоминает Бутусов. - Без
особых успехов я доказывал жене, что альбом
посвящается ей - что, с моей точки зрения, должно
было послужить оправданием, почему я в течение
нескольких недель не появлялся в семье».
На следующий день после окончания записи прямо
на квартире у Воробьева состоялось первое
прослушивание «Невидимки».
Все приглашенные свердловские барабанщики,
услышав звучание ритм-бокса, дружно высказались
в том духе, что «это полное фуфло». Остальных
слушателей смущали непривычные для местных
ландшафтов электронно-припопсованные
аранжировки. В итоге с энтузиазмом к альбому
отнеслись только два человека - будущий
председатель свердловского рок-клуба Николай
Грахов и предрекавший крах «Наутилуса»
Александр Пантыкин.
...Последней на «Невидимке» записывалась
композиция «Кто я?» - она же первая в репертуаре
«Наутилуса», исполненная на стихи Ильи
Кормильцева. В свое время Илья отдал Бутусову
целую папку не прошедших цензуру «Урфин Джюса»
«бесхозных текстов» - без особой, правда, надежды,
что этот шаг будет иметь в дальнейшем хоть
какое-то продолжение. Одна из лирических
зарисовок называлась «Кто я?» - абсолютно
шизоидный прообраз психоделического «трипа»,
описывающий депрессию и моральный вакуум на
порядок глубже большинства отечественных
аналогов того времени.
«Илья подкинул нам текст, который всем
понравился, но слова никак не ложились на
музыкальную заготовку, - вспоминает Бутусов. -
Из-за отсутствия постоянных репетиций текст и
музыка вместе никак не смотрелись. Я попытался
произнести слова речитативом, но он получался
таким занудным и вымученным, что было решено,
что этот текст должен говорить Витя Комаров».
В итоге «Кто я?» записывался следующим образом.
Стояла глубокая ночь, и в соседних квартирах
спали соседи. Злобным голосом, пропущенным через
ревербератор, Пифа мрачно вещал: «...они не
возвращаются никогда, никогда, никогда!». Для
того чтобы записать припев, Бутусова уложили на
кровать, дали в руки микрофон Shure и для лучшей
звукоизоляции накрыли двумя одеялами. Сверху
«для верности» был положен полосатый матрас.
Находясь под всей этой пирамидой, Бутусов что
есть мочи орал в микрофон: «Где я? Кто я? Куда я?
Куда?», а затем выбирался - весь красный и потный -
и начинал жадно глотать воздух. Так закладывался
фундамент будущих побед «Наутилуса».