На главную . |
Юрий Лоза + «Примус» Путешествие в рок-н-ролл (1983)
Юрий Лоза
Фото: Анатолий Азанов
сторона А
Телефон-рок
Девочка в баре
Мой приятель - «голубой»
Достала
Пора по чуть-чуть
Старый лимузин
сторона В
Купи мне, мама, джинсы!
Дядя швейцар
У меня мал папа
Утро с похмелья
Прелюдия
Баба Люба
Удивительно, но факт: за полгода до записи своего
самого известного альбома «Путешествие в
рок-н-ролл» певец и композитор Юрий Лоза
подумывал бросить музыку. За пять лет работы в
эстрадном шоу саратовского «Интеграла» у Юрия
накопилось более сотни собственных песен,
которые никак не удавалось реализовать в рамках
группы. Кроме того, кочевая артистическая жизнь
привела к тому, что со временем Лоза превратился
в настоящего бомжа. Уроженец Алма-Аты, он
переехал в Саратов, в котором жил без прописки и
квартиры. После того, как художественный
руководитель «Интеграла» Бари Алибасов вместе с
директором саратовской филармонии не выполнили
обещаний о предоставлении Лозе местной прописки,
Юрий уходит из ансамбля и в начале 83-го года
перебирается в Москву.
Это был сложный период в его судьбе. Не поступив в
ГИТИС, Лоза по-прежнему ведет кочевой
образ жизни и существует на остатки
«интеграловских» заначек. Иногда ему приходится
прифарцовывать музинструментами, а новые песни
писать в тамбурах электричек.
«Я постарался понять этот город, и вскоре мне
стало ясно, что здесь можно найти собственную
нишу, - вспоминает Лоза. - Сначала я пытался читать
какие-то произведения, писать вступительные
монологи, но вскоре понял, что это никому не надо
и максимальная естественность - моя стезя».
Однажды судьба забросила Лозу на репетиционную
базу группы «Примус», которой руководил его
бывший приятель по «Интегралу» Слава Ангелюк. По
выходным «Примус» играл в подмосковном Голицыно
на дискотеке в Доме офицеров, а в остальное время
упорно репетировал собственную англоязычную
программу. Помимо Ангелюка, выполнявшего функции
худрука, в группу также входили гитарист
Александр Боднарь и клавишник Игорь Плеханов.
Основным достоинством «Примуса» того периода
был собранный Ангелюком комплект аппаратуры:
синтезатор с секвенсорным блоком памяти,
ритм-бокс Roland 110 и масса всевозможных эффектов и
звукообработок.
В один из июньских дней 83-го года в отсутствии
Ангелюка Лоза начал при помощи Боднаря и
Плеханова экспериментировать с неожиданно
освободившейся аппаратурой.
«Я быстро освоил принцип работы ритм-бокса и
правила «забивки» в него несложных ритмических
структур, - вспоминает Лоза. - В свое время я
учился в музыкальном училище по классу
барабанных инструментов, и мне были знакомы
основные ритмические рисунки. Я взял и
«заколотил» в ритм-бокс первый попавшийся целую
композицию».
Решив не упускать случай, Лоза предложил
музыкантам «Примуса» (которых он знал от силы
несколько месяцев) попробовать «с ходу» сыграть
несколько его песен.
Попробовали - получилось.
Сначала к этой затее никто серьезно не относился,
и поэтому все играли максимально раскрепощенно.
Лоза пел и играл на ритм-гитаре, Плеханов следил
за ритм-боксом и подыгрывал одним пальцем на
синтезаторе, а Боднарь, не знающий нот песен,
играл соло, ориентируясь на положение Юриных
пальцев на ладах. Все эта импровизированная
сессия выглядела вполне в духе Лозы, живущего
исключительно сегодняшним днем и не слишком
задумывающегося о том, что ждет его завтра.
...В углу репетиционной комнаты стоял разобранный
магнитофон «Нота», на который этот спонтанный
джем записывался живьем.
«Звукорежиссера нет и не было в помине», - напишет
Лоза спустя 15 лет на внутренней обложке
компакт-диска «Путешествие в рок-н-ролл», и это
будет чистой правдой.
Первым был отрепетирован «Телефон-рок» -
квадратная основа, стандартный рок-н-ролл,
написанный Лозой еще в «Интеграле» на стихи
московского поэта Алексея Дидурова. Тексты
остальных песен принадлежали самому Лозе (кроме
«Купи мне, мама, джинсы!») и представляли собой
натуралистические зарисовки про плейбоя,
самодельный коньяк, джинсы, девочку в баре,
голубых, стерву-жену, жестокое похмелье и т.п.
В основе большинства мелодий лежали
классические рок-н-ролльные ходы: от риффов из
репертуара Mamas & Papas («У меня мал папа») до
знаменитых рефренов Чака Берри и Билла Хейли
(«Баба Люба»). В нескольких композициях есть
попытки фрагментарных стилизаций - от применения
восточного лада «мугам» в песне «Мой приятель -
«голубой» до чуть ли не оперного вокала в
увертюре к «Бабе Любе».
«Сделать с музыкантами «Примуса» что-нибудь
помимо рок-н-ролла было невозможно, - считает
Лоза. - Как только я показывал им сложную
гармонию, все шло «мимо кассы». Они сидели,
раскрыв рты, и мы технически не могли исполнять
другие песни, а техническая сторона
рок-н-ролль-ной структуры подразумевает
использование примитивных формул - когда в
ритм-бокс забивается один такт, а следующий
повторяет его при ручном переключении
тональности».
Незамысловатые инструментальные аранжировки
большинства номеров Лоза частенько «вытягивал»
за счет вокала. Природная артистичность
позволяла ему вытворять с голосом все что угодно
- от имитации похотливых интонаций голодного
мартовского кота до разъяренного рычания
незадачливого мужика. Эстрадные окраски в голосе
Лозы органично соседствовали с дворовыми
подростковыми интонациями, а все вместе - играло
на усредненный и вполне узнаваемый образ
непутевого подростка из соседнего подъезда,
гнусавящего под гитару поздним вечером что-то
«заводное и забойное». При этом - много грязи,
стрема и бытовой романтики в текстах,
воспринимаемых спустя годы с улыбкой («Мой
приятель - «голубой»). Лоза стал одним из первых,
кто доказал, что эстрада может быть энергичной и
остроумной, а рок-н-ролл - массово-доступным и
неагрессивным. Хотя нельзя не отметить на
«Путешествии» появление слабой по тексту
композиции «У меня мал папа» и несколько
выпадающей по стилю минорной зарисовки «Утро с
похмелья», анонсирующей пессимистическую
направленность последующих работ Лозы («Тоска»,
«Плот» и др.).
...На второй день, ближе к концу записи, в
репетиционный подвал нагрянули добродушные
прапорщики из близлежащей воинской части. Они
принесли с собой ящик пива, а также помогли
разыграть алкогольные реплики у пивного ларька,
вошедшие в сатирическую композицию «Пора по
чуть-чуть». После того, как работа над альбомом
была завершена, события, происходящие с ним,
неожиданно начали приобретать детективный
характер. Лоза взял копию записи, назвал ее
«Путешествие в рок-н-ролл» и уехал с ней
«хвастаться к друзьям».
В это же время по стране начал распространяться
второй вариант записи, отличавшийся от первого
тем, что в самом начале пленки голосом Боднаря
было сказано: «Для вас поет свои песни группа
«Примус».
«Когда я это услышал, - вспоминает Лоза, - у меня
волосы дыбом встали. Почему вдруг «Примус»? Я не
давал на это никакого разрешения, это мои песни,
мои тексты, моя музыка, я все спел и сыграл. В
конце концов, я не являлся членом группы
«Примус».
Но было уже поздно - альбом пошел в народ именно в
таком виде. Лоза порвал все отношения с
«Примусом», Ангелюк обиделся на Лозу... Сам Лоза
был вынужден придумать версию, что «Примус» - это
не название проекта, а, в переводе с латинского,
номер альбома, т. е. - «первый».
Как бы там ни было, уже через несколько месяцев
«Путешествие в рок-н-ролл» стал бешено
популярным и естественным образом оказалcя одним
из самых слушаемых альбомов 83-го года. «Девочка в
баре» звучала на каждой дискотеке - это был один
из главных хитов сезона. Техническая халявность
записи лишь усиливала ее правдоподобие и доверие
к исполнителю. Во всяком случае, на уровне «наш -
не наш».
Примечательно, что, несмотря на
гиперпопулярность, сам альбом в течение
нескольких лет подвергался массированной атаке
в прессе - как слева, так и справа.
Андеграундные рок-издания критиковали
«Путешествие» за «попсовость», слабые
аранжировки и «кислые гармонии», а адвокатов
чистой поэзии из официальной прессы приводили в
неописуемое бешенство «мещанские,
созерцательные и пошлые» тексты. Особое
возмущение у советских музыковедов вызывали
невинные (глазами сегодняшнего дня) строчки про
самодельный коньяк, которые во время концертных
выступлений Лоза был вынужден заменять на более
нейтральный текст.
В положительном контексте альбом был упомянут
лишь однажды - в радиопередаче Севы Новгородцева,
импортируемой в СССР на волнах русской службы
«Би Би Си». С философской точки зрения, подобная
реакция Запада воспринималась тогда почти как
закономерность. Большое, как известно, видится на
расстоянии.