На главную . |
Кино 45 (1982)
сторона
А
Время есть, а денег нет
Просто хочешь ты знать
Алюминиевые огурцы
Солнечные дни
Бездельник
Бездельник-II
сторона В
Электричка
Восьмиклассница
Мои друзья
Ситар играл
Дерево
Когда-то ты был битником
На кухне
...Продюсером этой записи выступил Борис Гребенщиков, который,
услышав песни акустического дуэта Виктор Цой -
Алексей Рыбин, проникся симпатией к молодой
группе и загорелся желанием помочь «Кино»
записать первый альбом. Потенциал цоевских песен
был виден невооруженным глазом, и БГ решил
рискнуть. Закончив работу над «Треугольником», он,
договорившись с Тропилло,
пригласил «Кино» в Дом юного техника на первые
студийные пробы.
Тропилло, не лишенный здорового авантюризма и
имевший счастье наблюдать выступление Цоя с
Рыбиным на какой-то безумной панк-вечеринке,
согласился записывать «Кино» без
предварительного прослушивания.
Цою с Рыбиным в ту пору еще не было и двадцати лет.
Виктор учился в художественном училище по
специальности «резьба по дереву», Алексей
работал в Театре юного зрителя монтажником.
Песни они начали сочинять недавно и никакого
студийного опыта, соответственно, не имели - если
не считать любительских записей, стихийно
сделанных на бытовые магнитофоны во время
квартирных выступлений в Ленинграде и Москве.
«Попав в настоящую студию, мы слушали Тропилло,
как бога-отца, и Гребенщикова, как бога-сына, -
вспоминает Рыбин. - Мы выглядели послушными и
боязливыми и были счастливы уже от того, что у нас
есть возможность записываться».
Поскольку к весне 82-го года группа состояла всего
из двух музыкантов, аранжировки песен страдали
известной степенью аскетизма. Гребенщиков нашел
выход из положения, пригласив на подмогу своих
друзей из «Аквариума»: Всеволода Гаккеля, Андрея
Романова и Михаила Васильева. В связи с
отсутствием барабанщика участники сессии решили
использовать драм-машину - частично от
безысходности, частично - под влиянием модных в
то время на Западе представителей английской
новой волны. В итоге красивая фраза Цоя «когда
сочиняешь музыку, в голове всегда должен стучать
барабан», получила в студии слегка искаженную
реализацию. Михаил Васильев программировал
отечественный ритм-бокс «Электроника», издающий,
по словам Тропилло, «какие-то у...щные звуки». Под
механическое шипение электрической машинки,
напоминавшей самодельную партизанскую мину,
записывались 12-струнная акустическая гитара Цоя
и электрическая гитара, одолженная Рыбиным у
Гребенщикова.
Когда инструментальная болванка была готова,
накладывались вокал и гитарные соло. В конце
записи Цой, вспомнив свое недавнее панковское
прошлое (когда он играл на басу в «Автоматических
удовлетворителях» и «Палате № 6»), наложил
бас-гитару на двух или трех композициях.
Тропилло подпевал демоническим басом в припеве
«Время есть, а денег нет», а в лирической
композиции «Дерево» задушевно исполнил партию
на блок-флейте.
Гребенщиков сыграл на металлофоне в «Солнечных
днях» и «Алюминиевых огурцах», а в ряде песен
подыграл на электрогитаре.
«Мы вместе пели хором «Время есть, а денег нет и в
гости некуда пойти», - вспоминает Рыбин в своей
книге «Кино с самого начала». - Борис при этом
играл на гитаре, пущенной через ревербератор,
дикое атональное соло, и в целом вещь получилась
довольно мрачной».
Трепетная «Восьмиклассница» из-за технических
недоразумений оказалась записана с явным
дефектом - на девятой скорости вместо
предполагаемой тридцать восьмой. (Впоследствии
именно это обстоятельство мешало изданию
альбома «45» на виниловой пластинке.) Как гласит
история, в момент записи Тропилло вышел из
комнаты, а Гребенщиков, примеряя на себя условную
тогу Брайана Ино, сказал: «Мотор!» - и повернул
ручку скорости на магнитофоне не в ту сторону. И
лишь позднее выяснилось, что данное исполнение
«Восьмиклассницы» - к слову, автобиографичной по
содержанию - оказалось самым удачным.
«Я думаю, что Цою хотелось, вероятно, не совсем
того, что получилось, - вспоминал Гребенщиков. -
Скорее всего, ему хотелось рок-н-ролльного звука -
звука «Кино», который возник на их альбомах
впоследствии. Но из-за нехватки людей, из-за моего
неумения сделать то, чего они хотят, и их неумения
объяснить, чего именно они хотят, получилось «45».
...Четырнадцать отобранных Цоем песен писались
рывками в течение полутора месяцев. Запись
тормозилась бесконечными проверками из РОНО,
занятиями Тропилло с пионерами из секции
звукозаписи, а также периодическими
общественными поручениями вроде поездок на
овощебазу. Музыканты вспоминают, что однажды
сортировать овощи вместо Тропилло отправился
Цой, а Андрей Владимирович записывал в это время
флейту Романова, виолончель Гаккеля и гитарные
партии Рыбина к композиции «Мои друзья».
Одна из песен была придумана музыкантами
непосредственно в студии в процессе настройки
инструментов. «Незавершенные наброски текста к
композиции «Асфальт» у Цоя уже были, -
рассказывает Рыбин. - Мы попытались играть
какие-то немыслимые ходы, а Гребенщиков начал
махать руками из аппаратной и кричать: «Это надо
писать! Это надо писать! Это новая песня!» Она вся
была построена на одном риффе и в ней не было даже
рефрена».
Пару лет «Асфальт» регулярно исполнялся на
акустических концертах, поскольку это была самая
тяжелая и мощная вещь из всего репертуара «Кино».
Именно с нее весной 82-го года группа начала свое
первое выступление в рок-клубе. В то время в
программу входили еще три рок-н-ролльных номера:
гипнотический бит «Когда-то ты был битником»,
пивной марш бросок «Мои друзья» и монотонная
«Электричка», ритмически выдержанная в русле
композиции Игги Попа «Passenger» и сыгранная позднее
в жестком хард-роковом ключе на альбоме
«Последний герой».
«Электричка везет меня туда, куда я не хочу», - пел
Цой низким голосом под энергичный аккомпанемент
двух акустических гитар.
«Виктор заменял одни аккорды другими до тех пор,
пока не добивался полной гармонии, - вспоминает
Рыбин. - В ранних песнях «Кино» нет сомнительных
мест, и изменить в них что-то практически
невозможно».
Но реноме «Кино» составили не вышеупомянутый
рок-н-ролльный блок и не ироничная
псевдоиндийская стилизация «Ситар играл», а
по-мальчишески угловатые и романтичные
«Восьмиклассница», «Бездельники», «Время есть, а
денег нет», а также абсурдистский хит
«Алюминиевые огурцы», написаный Цоем по следам
осенних сельскохозяйственных работ. Спустя годы
можно предположить, что именно «Алюминиевые
огурцы» была той самой песней, которая, что
называется, «уводит со следа» и разрушает образ
эдакого самурайского Дон Кихота, окруженного «в
быту» друзьями-панками.
Что же касается некоторого примитивизма
остальных композиций, сделанных в жанре бытовых
зарисовок с натуры, то наивности в них было не
больше, чем в ранних песнях Высоцкого и Окуджавы.
Не умея толком играть на инструментах, музыканты
«Кино» записали песни, которые с удивительной
точностью передавали атмосферу городской
романтики того времени с ее вечным безденежьем,
бездельем и океаном нереализованных планов и
ночных мечтаний. «Сигареты», «ночь», «телефон»,
«солнечные дни» - как бы там ни было, «45»
получился одним из самых светлых и лиричных
альбомов за всю историю русского рока.
...Когда студийная работа была завершена, Цой с
Рыбиным, наслушавшись рассуждений Тропилло об
альбомном мышлении, занялись оформлением
альбома.
Пока песня «Асфальт» входила в альбом
(позднее она была из него изъята), общее время
звучания составляло около 45 минут, что и
обусловило столь незамысловатое название этой
работы. Предварительная дизайнерская идея
обложки состояла в том, чтобы сняться во фраках,
жабо и с пистолетами на фоне какого-нибудь
купчинского пустыря. Но в качестве классической
версии оформления альбома фигурировала
совершенно другая обложка, на обратной стороне
которой, помимо названий песен, были еще две
строчки: песни - Цой, продюсер - Гребенщиков.
На фоне нынешней канонизации «Кино» и явного
коммерческого спроса на альбом будет нелишним
вспомнить мнение самих музыкантов о своем
дебюте. В одном из интервью «дозвездного»
периода Цой несколько нервно говорит о том, что
«история «Кино» до 84-го года касается только его
одного». В интервью журналу «Рокси» он называет
песни «45» «бардовским вариантом» и признается,
что был против выпуска этого альбома, поскольку
запись, с его точки зрения, получилась сырой.
Не менее скептически оценивал альбом и Рыбин -
правда, спустя многие годы: «Единственное, что в
«45» есть хорошего - это трогательная
непосредственность песен. Сами же песни
представлены на альбоме очень наивно, а
аранжировки отсутствуют как класс».
Показательно, что ленинградская рок-тусовка
альбом поначалу вообще не заметила, а московский
подпольный журнал «Ухо» назвал песни «Кино»
«расслабленным бряцаньем по струнам», в котором
«серной кислотой вытравлены всякий смысл и
содержание». В тот момент сложно было поверить,
что спустя буквально несколько лет большая часть
композиций из «45» будет звучать чуть ли не в
каждом дворе под приблизительный аккомпанемент
ненастроенных шестиструнных гитар...