На главную . |
Юрий Чернавский и Владимир Матецкий
Послушать в mp3 песни с альбома «Банановые
острова»:
«Здравствуй, мальчик
Бананан!»
«Банановые острова»
Банановые острова (1983)
«Динамик», 1982 год, слева направо: Юрий
Чернавский, Юрий Китаев,
Владимир Кузьмин, Сергей Рыжов.
сторона А
Банановые острова
Зебра
Здравствуй, мальчик
Бананан!
Становитесь в очередь
за мной!
сторона В
Я сам
Мечта идиота
Робот
Я иду к тебе
Знаменитый банан Энди Уорхола с обложки
дебютного альбома Velvet Underground в свое время стал
бесспорным сексуальным символом классического
поп-арта. В советской магнитофонной культуре
словосочетание «Банановые острова» закрепилось
как символ интеллектуально-технической
революции, которую произвела в мозгах у
населения работа с одноименным названием.
Альбом, задавший тон в отечественной поп-музыке
на несколько лет вперед. Любопытно, что массовая
реакция на «Банановые острова» в подавляющем
большинстве случаев подчинялась простому
закону: чем выше уровень - и музыкальный, и просто
культурный - тем больше нравились «Банановые
острова».
Его любили поп-звезды и законспирированные
рокеры, под него танцевали на студенческих
дискотеках и в курортных домах отдыха. На нем,
наконец, учились качественно записывать живой
звук звукооператоры и саунд-инженеры.
«Все вокруг думали, что я затеял очередную
лабуду, а когда «Бананы» шарахнули, это оказалось
для многих полной неожиданностью», - вспоминает
генератор этого проекта композитор-аранжировщик
Юрий Чернавский. Уже первые 60 секунд «Банановых
островов» показали, насколько гений
Чернавского-звукооператора не уступает его
способностям аранжировщика и музыканта. Будучи
электронщиком-маньяком, он из примитивнейших
синтезаторов типа «Полимуга» и Korg Polу 800 извлекал
такие тембры, которые, казалось, эти инструменты
не могут выдавать по определению.
В поиске подобных звуков Чернавский достиг
известных высот еще в конце семидесятых. «Когда
появились первые синтезаторы, кому-то нужно было
на них играть...» - вспоминает он. В музыкантских
кругах передавалась из уст в уста легенда о
клавишнике группы Boney М, который, оказавшись
волею судеб на репетиционной базе «Красных
маков», не мог поверить собственным ушам,
услышав, какой звук издает переделанный
Чернавским немецкий синтезатор Vermona.
В залитом прорвавшейся канализацией подвале
Чернавский умел так записывать эти утробные
звуки на узкопленочный двухканальный STM, что даже
спустя много лет западные профессионалы с
многолетним стажем отказывались верить тому, что
«Банановые острова» записаны не на
многоканальную технику.
«Я тогда не был ни звукорежиссером, ни
звукооператором, - вспоминает Чернавский. -
Просто я был фанатом студийной работы и к тому же
много общался со звукоинженерами из «Мелодии»,
которые в этом разбирались».
Владимир Матецкий, 1984 год. |
Сергей Рыжов |
Юрий Китаев |
Идея «Банановых
островов» вынашивалась Чернавским давно - еще со
времен работы в «Красных маках», где Юрий делал
аранжировки для песен Владимира Матецкого. Затем
идея перекочевала вместе с Чернавским в
«Динамик», однако, не найдя активной поддержки в
лице Кузьмина, пустила свои глубокие корни уже в
рядах «Веселых ребят».
Продюсером перехода Чернавского из «Динамика» в
«Веселые ребята» выступил сам Матецкий.
Распрощавшись с «Удачным приобретением», он уже
несколько лет сочинял песни для эстрадных
исполнителей, но в голове у него давно вертелась
идея записать альбом по типу «Маневров» Алана
Парсонса. В название этой работы Матецкому
хотелось вынести имя автора, а не исполнителей, а
в группу набрать самых разных инструменталистов.
Тащить в одиночку подобный проект Матецкому было
затруднительно. Тут нужен был единомышленник, и
прежде всего по аранжировкам. Кандидатуру на это
место лучшую, чем Чернавский, придумать было
сложно. Так возникла фирма с условным названием
«Чернавский-Матецкий».
Первоначально планировалось создание двойного
альбома, на котором первая часть должна была
состоять из композиций Чернавского, а вторая -
соответственно Матецкого.
«Старт проекта я взял на себя, - вспоминает
Чернавский. - Там играли басист Cергей Рыжов и
барабанщик Юрий Китаев, с которыми я работал еще
в «Красных маках» и в «Динамике». Матецкий
выступал в роли продюсера. Он улаживал массу
коммуникаций, что-то монтировал в студии и
помогал работать над текстами».
Поскольку мелодический рисунок большинства
композиций был в основном готов, наибольшие
проблемы у музыкантов возникали именно с
текстами. По воспоминаниям участников записи
темы рождались неожиданно, зачастую - путем
коллективных усилий. Как гласит история, во время
гастролей в городе Махачкале Чернавский,
прогуливаясь вечером с музыкантами по местной
набережной, предложил им подумать над песнями,
связанными с экзотикой некоего бананового
государства-острова. В итоге ключевое слово
«бананан» было придумано Сергеем Рыжовым прямо
на ходу - в ответ на просьбу Чернавского найти
рифму к слову «банан». Позднее Матецкий, сидя в
гостях у Чернавского в его коммунальной квартире
на Бауманской, изобрел хуковое выражение «зебрус
африканус», а затем вспомнил строчку из
композиции Kraftwerk «The Robots»: «Я твой слуга/Я твой
работник», после чего самому Чернавскому пришла
в голову мысль о сошедшем с ума роботе. «Была
совершена попытка поиска какого-то эзопова
языка. Все-таки верилось, что все это можно
вытащить на средства массовой информации, -
вспоминает Матецкий. - Мы подолгу беседовали с
Чернавским, могут ли существовать такие фразы,
как «зебрус африканус» и «я робот, я сошел с ума».
Это явно не проходило на телевидении, что позднее
подтвердила жизнь».
Примечательно, что окончательные тексты были
обнародованы Чернавским чуть ли не в самый
последний момент. Но даже на финальной стадии
записи в словах песен происходили определенные
изменения. К примеру, изначально на мелодию
«Зебры» планировалось наложить текст «Мальчика
Бананана».
Запись альбома стартовала осенью 82-го года на
репетиционной базе «Веселых ребят» в подвале ДК
Свердлова. В этом полутемном субкультурном
подземелье, заваленном концертным реквизитом,
ящиками и прочим хламом, Чернавский на основе
магнитофонов STM, усилителя Roland и концертной
аппаратуры «Веселых ребят» собрал мини-студию. В
частности, со всей Москвы были добыты сразу
несколько синтезаторов (роландовские «Юпитер-4»
и «Юпитер-8», «Полимуг», «Минимуг»), из которых
впоследствии выжимались именно те звуки, которые
Чернавский считал единственно верными.
Работа над «Банановыми островами» началась с
пробной демо-записи, на которой Чернавский в два
наложения (клавиши плюс саксофон) под ритм-бокс
записал на магнитофон «Нота» мелодии всех песен.
Эта лента была незамедлительно выдана
музыкантам «Веселых ребят» для ознакомления.
Часть клавишных партий на альбоме сыграл сам
Чернавский, часть - клавишник «Веселых ребят»
Александр Буйнов. На гитарах играли Игорь
Гатауллин и Алексей Глызин, а ритмический каркас
создавался силами тандема Китаев - Рыжов.
«Еще выступая в составе
«Динамика», мы почувствовали, как нам надоел
рок-н-ролл, - рассказывает Юрий Китаев. - В тот
момент настольными пластинками у нас были диски
Police. Нам хотелось побольше новой волны,
гэбриэловщины и шизофрении».
Впоследствии изумительное качество записи
альбома Чернавский любил объяснять не
собственными звукорежиссерскими заслугами, а
той великолепной формой, в которой находились
Рыжов и Китаев.
«Они составляли одну из лучших ритм-секций
страны и играли так слаженно, как никто другой, -
считает Чернавский. - Это была идеальная пара - с
точной подачей, безукоризненным ритмом и
отличным звукоизвлечением».
Китаев и Рыжов тратили на ежедневные репетиции
не менее пяти часов. Они подолгу отстраивали
инструменты и очень точно на них играли. Но еще
больше времени уходило у самого Чернавского на
запись огромного количества дублей. Из них
выбирались лучшие куски и затем делался
кропотливый монтаж. Весь пол в студии был усеян
обрезками пленки, а стены были утыканы гвоздями,
на которых висели куски пленок с наиболее
удачными фрагментами композиций.
Очень скоро стало понятно, что подготовленные
Чернавским композиции слишком продвинуты и
крутоваты для эстрадноориентированных «Веселых
ребят». Постепенно работа над альбомом
превратилась в автономный проект,
осуществляемый при активной поддержке
музыкантов ансамбля.
К примеру, гитарный рифф к песне «Мальчик
Бананан» был сочинен Игорем Гатауллиным - под
беспрецедентным давлением Чернавского, который
не отставал от гитариста до тех пор, пока тот не
придумал нечто действительно стоящее.
Аранжировку к песне «Я сам» сделал Александр
Буйнов, который вместе со штатным барабанщиком
«Веселых ребят» Алексеем Тамаровым отыграл
сдвоенное барабанное соло в середине этой
композиции.
«Тамаров и Буйнов стояли напротив друг друга,
обложившись со всех сторон томами и бонгами и
«мочили» по ним изо всех сил», - вспоминает
звукорежиссер «Веселых ребят» и «Аракса»
Валерий Андреев, который выступил на данной
сессии в роли ассистента Чернавского.
...Особые проблемы возникли у музыкантов при
записи заглавной композиции «Банановые
острова». Поскольку песня была длинной, ближе к
ее концу музыканты начинали заметно уставать,
теряя первоначальный запал. Как гласит легенда,
ситуацию спасла одна из поклонниц, находившаяся
в тот момент в студии. Музыканты, выпив водки,
попросили ее потанцевать под музыку - для
повышения тонуса и поднятия настроения.
«Девушка начала танцевать - все энергичнее и
энергичнее, - вспоминает Китаев. - Мы тоже
заиграли энергичнее. Затем она сбросила
кофточку. Затем футболку. Затем бюстгальтер. И
тут у группы попер драйв».
В итоге «Мальчик Бананан» был рожден из двух
дублей, в одном из которых более энергично была
сыграна первая половина, а в другом - вторая.
Затем эти фрагменты были склеены, а место склейки
замаскировано реальным телефонным разговором,
состоявшимся между Чернавским и его сыном
Димкой.
Еще одна причина качественной записи «Банановых
островов» заключалась в том, что на исходную
болванку фиксировалось живьем максимальное
количество инструментов. Затем на пленку ORWO
записывался вокал, предпоследним наложением
Чернавский записывал саксофон, а последним -
трески, свисты, дикие звуки и вторую партию
вокала.
Любопытно, что насчет кандидатуры вокалиста
изначально существовало сразу несколько
вариантов. Предполагалось, что Чернавский и
Матецкий будут петь вместе или по очереди. Также
рассматривался псевдобитловский проект, при
котором каждый из участников записи должен был
исполнять по одной композиции.
К примеру, Сергей Рыжов - «Мальчика Бананана»,
Юрий Китаев - «Мечту идиота», а гитарист «Веселых
ребят» Алексей Глызин - слезливый финальный
«медляк» «Я иду к тебе». Одно время
предполагалось, что все вокальные партии
исполнит Александр Буйнов.
Однако сам Буйнов петь «подобный абсурд»
застеснялся и от роли ведущего вокалиста
отказался наотрез.
В итоге все песни на альбоме исполнил Чернавский
- после того, как была записана инструментальная
часть фонограммы и музыканты уехали на очередные
гастроли. При исполнении композиции «Робот»
Чернавский пропускал голос через вокодер - чуть
ли единственный существовавший в Москве вокодер,
которым пользовался Петр Подгородецкий,
создавая гнусавый вокал в группе Ованеса
Мелик-Пашаева.
«Я пел по ночам в полном одиночестве, параллельно
крутя ручки магнитофонов, - рассказывает
Чернавский. - Это была довольно интересная
работа, где все происходило на голом энтузиазме и
я сам был себе руководителем. Я хотел придать
вокалу какой-нибудь необычный фасон, поскольку
традиционная эстрадная манера пения или
имитация шаманства под расстроенную гитару были
мне не близки».
«Чернавский очень подолгу записывал вокал,
пытаясь найти верную интонацию, - вспоминает
Матецкий. - Юра никогда не был певцом, но тонко
чувствовал настроение композиции и очень хотел
петь, хотел быть первой фигурой».
После полугода студийного
заточения работа над альбомом была завершена.
Безупречную
смесь холодной и несколько отстраненной новой
волны («Мечта идиота», «Зебра»), электронного
рок-н-ролла («Банановые острова») и
шизофренического электропопа («Робот», «Мальчик
Бананан») первоначально планировалось
объединить под общей вывеской «Ох, как ужасно
болит голова», но в итоге верх взяла версия
Матецкого - «Банановые острова».
«Творческая и эстетическая подоплека альбома -
это попытка идти от образа, - говорил Матецкий в
одном из интервью тех лет. - От образа этакого
потерянного, пусть придурковатого паренька, но
не глупого, а все подмечавшего, все видевшего».
По инерции в конце 83-го года дуэтом
Чернавский-Матецкий была начата запись второго
альбома. В архиве у Матецкого сохранились
демонстрационные пленки песен «Куклы - очень
сложный механизм» и «Все мы любим реггей», но
осуществить эту идею так и не удалось. На той же
сессии была записана композиция «Телефон-буги»,
впоследствии вошедшая в сольный магнитоальбом
Чернавского «Автоматический комплект».
Немаловажным для проекта Чернавский-Матецкий
являлось и то, что его идеологи были уже не
юношами (Чернавский - 35 лет, Матецкий - 30) и людьми
достаточно ортодоксальными. Поэтому вполне
естественно, что их волновало официальное
паблисити работы.
«Бананы» были буквально на грани, в пяти минутах
от того, чтобы оказаться «взятыми в колоду»
средствами массовой информации, - считает
Матецкий. - И кто знает, что бы случилось, выйди
этот альбом на пластинке. Ему не хватило чуточку
счастья».
Спустя несколько месяцев после окончания записи
Чернавский с Матецким как
«электронно-синтезаторный проект» выступили
единственный раз - на съемках новогодней
телепередачи «Песня-83» с композицией «Робот». В
эфир этот ролик, естественно, не попал - в тот год
страну развлекали Ротару с песней «Романтика» и
Пугачева с «Айсбергом».
«В связи с гастролями в составе «Веселых ребят»
меня какое-то время не было в Москве, - вспоминает
Чернавский. - Вернувшись домой, я зашел в гости к
Макаревичу и прямо с порога спросил: «Ну и чем
дышит сейчас страна?» На что Макаревич, недолго
думая, ответил: «Страна слушает «Машину времени»,
а «Машина времени» слушает «Банановые острова».