На главную . |
Ария Мания величия (1985)
группа «Ария»: Игорь Молчанов, Андрей
Большаков, Кирилл Покровский, Алик Грановский,
Владимир Холстинин, Валерий Кипелов.
сторона
А
Это рок
Тореро
Волонтер
сторона В
Бивни черных скал
Мания величия
Жизнь задаром
Мечты
Позади Америка
(Вокруг света за 20 минут)
Основная заслуга «Арии» состояла в том, что ее
музыканты первыми в стране материализовали
витавшую уже много лет в воздухе идею «нашего
ответа» западному хэви-клину. Несмотря на то что
в массовом сознании советских подростков слово
«рок» преимущественно ассоциировалось с музыкой
Deep Purple, Black Sabbath и Nazareth, ничего хотя бы отдаленно
похожего на западных монстров земля российская
производить упорно не желала. В репертуаре
большинства отечественных рок-групп
периодически мелькали хард-роковые номера, но
выстроить полноценную утяжеленную программу
толком не удавалось никому. К числу нескольких
разрозненных попыток можно было отнести ранние
работы «Облачного края», череповецкий альбом
«ДДТ» и студийный опус рижской группы «Поезд
ушел». Подававший немалые надежды «Круиз» мотало
из стороны в сторону - от глэма и рок-н-ролла к
утяжеленной эстраде и обратно. Нечто похожее на
хард-рок с примесью блюза пытались играть
«Россияне», латышские «Ливы» и эстонский
«Магнетик бэнд». «Ария» стала первой командой,
выстроившей цельную металлическую программу, а
их дебютный альбом получил небывалое для никому
не известной рокгруппы распространение. «Мания
величия» оказалась одним из первых
профессионально записанных хард-роковых
альбомов в СССР, безупречно сделанным с
технической и музыкальной точек зрения. «Нам
хотелось всем что-то доказать, - вспоминает
гитарист Владимир Холстинин. - Музыку, которую мы
любили с детства, исполнять тогда было
невозможно. И мы решили создать альбом, который
будет выглядеть как контркультура - по сравнению
с пропагандируемой вокруг эстрадной пошлятиной.
Мы решили сделать некий противовес, который
должен был смести все традиции и устои,
существовавшие тогда на эстраде. Это должно было
звучать демонически и мощно - как своеобразная
диверсия». «Ария» возникла на обломках
филармонических «Поющих сердец» и «Альфы»,
опытные музыканты которых Алик Грановский (бас) и
Владимир Холстинин начали создавать цельную
«жесткую» программу. Сидя дома у Холстинина, они
набросали основу нескольких композиций - дабы
определиться с нюансами. К тому моменту у
Грановского уже была готова мелодия
героического «Тореро», написанная им под стук
колес в переполненном общественном транспорте. В
свою очередь, у Холстинина уже несколько лет
крутилась в голове грустная гитарная пьеса с
условным названием «Дождь», превратившаяся со
временем в милитаризированно-трагического
«Волонтера». В основу собственного стиля «Арией»
были заложены музыкальная фактура и идеология
классиков второй волны английского heavy metal типа
Judas Priest и Iron Maiden, причем без малейших отклонений в
сторону прогрессив-рока и ритм-энд-блюза.
Техничный Холстинин взял на вооружение гитарные
находки Рэнди Роудса из группы Оззи Осборна, а
Грановскому пришлась по душе манера игры басиста
из Rush. Как ни странно, отрицательным примером в
«Арии» почему-то считался Led Zeppelin. «Led Zeppelin с их
миллионом джазовых аккордов я просто
ненавидел, - вспоминает Холстинин. - Джимми Пейдж
казался мне вялым гитаристом, который играл
медленно и не любил пользоваться вибрацией. Его
очень часто заносило, и мысль, ради которой все
начиналось, уходила в сторону». Сведя к минимуму
импровизацию, «Ария» бросила все силы на
создание кипяще-шипящей лавы гитарных звуков.
Скорость, скорость и еще раз скорость!
легендарный ВИА «Лейся, песня»,
второй справа - Валерий Кипелов. |
группа «Ария» |
...Понимая, что легально исполнять подобную
музыку будет нелегко, Холстинин и Грановский
первоначально планировали сделать эту программу
исключительно для игры на подпольных сейшенах.
Записывать альбом было решено на студии у Володи
Ширкина, который заведовал аппаратурой Муслима
Магомаева и уже не первый год на свой страх и риск
выставлял ее для озвучивания андеграундных
концертов. Для записи новой программы была
накоплена необходимая сумма в 500 рублей, и теперь
творческий процесс тормозили всего два вопроса:
кто в группе будет вокалистом и где взять тексты.
В этот основополагающий момент музыканты
внезапно получили заманчивые предложения сразу
от двух администраторов - Виктора Векштейна
(«Поющие сердца») и Сергея Сарычева из «Альфы», у
которого к тому времени наметились плотные
контакты с Московской областной филармонией.
Более ловким в данной ситуации оказался
Векштейн, который, вовремя почуяв ветер перемен,
решил создать рок-группу новой формации. Кроме
того, в действиях Векштейна была и другая логика.
Поскольку трудовые книжки музыкантов хранились
в сейфе художественного руководителя «Поющих
сердец», Векштейн небезосновательно опасался,
что с уходом из группы Грановского и Холстинина
распадется аккомпанирующий состав его супруги
Антонины Жмаковой. Как бы там ни было, Векштейн
решил рискнуть и предложил музыкантам «Арии»
воспользоваться для записи хэви-металлического
альбома студией «Поющих сердец». «Чтобы через
месяц альбом был готов», - сказал он, отдавая
Холстинину ключи от двух звукоизолированных
комнат, в которых находилось два
шестнадцатиканальных магнитофона и пульт Tascam,
микрофоны Shurе и комплект динаккордовской
обработки звука. «Я сидел с ключами от студии и
напряженно думал, - вспоминает Холстинин. -
Программа готова. Если записать ее у Ширкина,
мы никому ничего не будем должны. А тут...
Конечно, соблазн записаться бесплатно и без
лимита времени в хорошей студии был велик. Но я
чувствовал, что тогда уже нашим администратором
будет Векштейн и мы будем ему обязаны до конца
жизни. С другой стороны, я прекрасно понимал, что
если проект окажется успешным, то мы не пробьем
Систему без такого менеджера, как Векштейн».
После продолжительных раздумий Холстинин с
Грановским выбрали студию Векштейна. К чести
последнего надо заметить, что в процесс записи он
не вмешивался и лишь в самом конце сессии
попросил музыкантов изменить на альбоме
название последней композиции. Так заводной
боевик «Позади Америка» превратился в клуб
кинопутешествий «Вокруг света за 20 минут».
...Получив уникальную возможность для записи,
Холстинин с Грановским вплотную занялись
комплектацией состава. На роль вокалиста (вместо
планировавшихся Михаила Серышева и Николая
Носкова) был выбран Валерий Кипелов, убивавший
свой хардроковый талант в ансамбле «Лейся,
песня». Как гласит история, в связи с попаданием в
тюрьму руководителя этого самобытного
коллектива вокально-инструментальный ансамбль
распался. Недолго думая, Кипелов направился
наниматься на работу в Москонцерт. По чистой
случайности в запутанных коридорах этого вполне
официального учреждения бывший вокалист «Лейся,
песня» столкнулся лицом к лицу с музыкантами
«Арии». «Прямо в туалете Москонцерта Кипелов
спел нам какие-то фрагменты из Slade, - вспоминает
Холстинин. - Голос у него - высокий и звонкий. К
тому же в туалете была хорошая реверберация. И мы
решили: «Ну, это, конечно, не Роб Хэлфорд, но для
нашей группы он подойдет». Вскоре были найдены и
другие музыканты: опытнейший барабанщик
Александр Львов и клавишник Кирилл Покровский,
игравшие до этого в «Поющих сердцах». Таким
образом к маю 85-го года у «Арии» подобрался
суперпрофессиональный по филармоническим
меркам состав. Заперевшись в студии,
находившейся на пятом этаже Дома офицеров,
музыканты за несколько недель записали
инструментальную часть альбома. Звукорежиссером
этой работы стал Владимир Холстинин, которому
помогали все участники группы, и в особенности
Александр Львов, уже имевший определенные
режиссерские навыки по работе с другими
проектами. Очередность записи инструментов была
непривычной для мэйнстрима, но достаточно
характерной для металла. Вначале под выбранный
темп метронома писались гитара и бас, а уже затем
фиксировались барабаны. На свободные каналы
записывались необходимые гитарные соло, клавиши
и вокал. Поскольку второго гитариста в «Арии» не
было, Холстинину приходилось делить партии
гитары на две части - вначале записывать одну
гитару в левый канал, а затем вторую, сыгранную
максимально в ином ключе, - в правый. В отличие от
быстро наигранных на пленку гитарных партий на
запись вокала ушло около трех месяцев. «Манеру
пения мы искали достаточно долго, - вспоминает
Холстинин. - Кипелов только в процессе записи
примерно начал понимать, куда он попал и что
именно от него требуется. Он с детства любил
рок-музыку, но его любовь дальше Led Zeppelin не пошла.
Поэтому при записи мы от него требовали, чтобы он
«зверя давал» побольше. А он периодически
срывался на такой высокий, тонкий мальчишеский
голосок.Мы эти дубли стирали и говорили:«Давай
еще раз! Вспомни Элиса Купера или хотя бы
Холдера». Так в трудах и муках рождалась ставшая
впоследствии знаменитой кипеловская манера
пения. Его дальнейший прогресс как вокалиста был
очевиден. И если в «Жизни задаром» Кипелов не без
труда вытягивал в студии верхнее ми (и наотрез
отказывался петь эту песню на концертах), то
спустя пару лет на альбоме «Герой асфальта» он
уже вполне уверенно расправлялся с фа-диезом. Его
глотка стала луженей, техника
усовершенствовалась, напор усилился - много ли
еще надо?
Инструментальная композиция «Мания величия»
была отдана на растерзание Кириллу Покровскому -
молодому и очень
быстро прогрессирующему музыканту, за плечами
которого была Гнесинка, законченная по классу
саксофона. Стремительно освоив клавиши,
Покровский тут же вписался сразу в несколько
любопытных проектов, в частности, сотрудничал с
«Союзом композиторов» (экс-«Отряд Валерия
Чкалова»). По своей природе Покровский больше
тяготел к усложненной электронной музыке, но в
данном металлическом проекте с ходу оценил
неземную энергетику окружавших его людей. В свое
время у Холстинина с Грановским была идея
воткнуть в альбом хотя бы одну инструментальную
композицию, аналогичную пьесе «Supertzar» из
саббатовского альбома «Sabotage». И Покровский
развернулся вовсю. Он пригласил в студию
знакомых девушек из Гнесинского училища, которые
сделали несколько дублей хорового пения. Затем
«арийцы» дружно записали на пять каналов мужской
хор и смикшировали вокальные дорожки с
торжественными звуками органа и перегруженной
электрогитарой в финале. В результате получилась
неожиданно милая сюита «Мания величия» - как
своеобразное пародийное противоборство
классической музыки и музыки демонической.
Покровский также довел до ума финальную часть
«Волонтера» и единственную медленную композицию
«Мечты». Эта песня была создана Кипеловым в годы
далекой молодости, когда на открытых летних
танцплощадках он пронзительно исполнял номера
из репертуара Led Zeppelin и Nazareth. По воспоминаниям
участников записи, мелодия песни «Мечты» была
написана Кипеловым в мажоре и первоначально
звучала до неприличия радостно. Музыканты «Арии»
логично рассудили, что в данном идеологическом
контексте медленная композиция должна быть
грустной и даже хмурой. Поэтому Покровский
предложил Кипелову перенести мелодию с мажора в
параллельный минор, и песня сразу же приобрела
необходимое настроение. После того, как в студии
были записаны инструментальные треки всех
одиннадцати композиций, участникам записи
осталось самое нелегкое - найти человека, который
взялся бы сочинить на подобную музыку тексты.
Поскольку в филармоническом мире в успех «Арии»
почти никто не верил, отказ следовал за отказом.
Последним из «отказников» оказался Валерий
Сауткин. Поэтесса Маргарита Пушкина согласилась
написать два текста - на «Тореро» и «Мечты», но
последний из них не прошел вкусовую цензуру
Кипелова. Поскольку мелодия была написана именно
Кипеловым, право выбора оставалось за ним.
«Кипелов категорически отказывался петь стихи
про босоногий летний дождь, - вспоминает
Холстинин. - Он для себя твердо решил, что его
песня должна быть про несчастную любовь и про то,
как человек живет за стеной мечты». В этот самый
момент на горизонте нарисовался молодой
честолюбивый поэт Александр Елин, впоследствии
ставший автором текстов целого эшелона
второстепенных рок-групп - от «Клона» до
«Примадонны». Елин с энтузиазмом принялся за
работу, делая по несколько вариантов текста на
каждую песню. «Тексты в металле должны быть
простые, как «Окна РОСТА» у Маяковского», - бодро
говорил он. После чего написал на мелодию «Бивней
черных скал» четверостишия про летающие тарелки
и египетские пирамиды. В итоге все эти
поэтические озарения Елину пришлось
переделывать. «Конечно, стихи зачастую
получались не очень радикальными, - признается
Холстинин. - Поскольку мы сами не поэты, всю жизнь
только за «проволоку» дергаем, приходилось
допускать в текстах определенную лояльность.
Главный критерий - чтобы эта поэзия была не
противной для нас самих». Работа над «Манией
величия» была завершена в сентябре 85-го года.
Несмотря на переизбыток воинствующих образов и
нелепые псевдогражданские тексты, альбом с
музыкальной точки зрения получился одной из
самых сильных работ за всю историю советского
хард-энд-хэви. Стальная роза среди чугунных пней
и ржавого чертополоха. Редкий случай совпадения
количества и качества, возможности и желаний,
воли и разума, знания и силы. Примечательно
отсутствие характерного для металла чернушного
пафоса, замогильной атрибутики и фальшивой
мускулистости. Очень энергичная и одновременно
аккуратная групповая игра - без соловыпячивания
и с солидным количеством запоминающихся
мелодичных риффов. Другими словами - идеальный
альбом для фанатов московского «Спартака»,
собирающихся в летнюю погоду в Лужники с
кассетным магнитофоном «Весна 203» под мышкой.
...Вскоре после выпуска «Мании величия» у
музыкантов «Арии» возник резонный вопрос: «Что с
этой программой делать дальше?» Векштейн сильно
сомневался, что постановка металлического шоу,
которое он любил впоследствии называть «черти в
дыму», привлечет необходимое количество
зрителей. Особенно сильно его волновала
популярность «Арии» у женского контингента. «Не
будет на концертах девушек - значит, не будет
кассы», - говорил опытный Векштейн музыкантам.
Обсуждение целесообразности постановки
металлического шоу протекало с переменным
успехом - до тех пор, пока заменивший Львова новый
барабанщик Игорь Молчанов не произнес
сакраментальную фразу: «Девушки на концерт
придут обязательно. Потому что все металлисты на
Западе выступают в костюмах в обтяжку из
суперэластика. И по пояс голые».
Последний аргумент сразил Векштейна
окончательно. «Ладно, - сказал он. - Ставьте ваше
шоу».