На главную . |
ДДТ + Рок-сентябрь Компромисс (1983)
Белозеров, Кобрин, Масленников, Шевчук,
Сигачев. 1983 г.
Фото: Александр Карнаков
сторона А
Компромисс
Они играют жесткий рок
Не так уж плохо все,
малыш
Башкирский мед
сторона В
Три кошки
Все хорошо
Черный демон
Живу в назойливом мире
Не стреляй
К моменту подготовки этой программы в активе
«ДДТ» уже числилось два магнитоальбома.
Первый состоял из восьми песен и не имел широкого
хождения. Второй - «Свинья на радуге» -
записывался в уфимском телецентре под
благовидным предлогом подготовки фонограммы для
всесоюзного конкурса молодых исполнителей
«Золотой камертон-82». Попав в финал этого смотра
эстрадных дарований, Шевчук знакомится с
музыкантами череповецкой группы «Рок-сентябрь»,
локально известной по танцевальному шлягеру
«Диско-робот». Рока в их творчестве было немного.
«Ребята имели по тем временам прекрасный
аппарат, были хорошими инструменталистами, но
«сала в башке» им явно не хватало, - вспоминает
Шевчук в интервью журналу «Бит». - Решили
соединиться: от «ДДТ» - я и клавишник Владимир
Сигачев, а от «Рок-сентября» - Слава Кобрин
(лидер-гитара), Андрей Масленников (бас), Евгений
Белозеров (барабаны)».
Необходимость возникновения этого мутантского
по своей сути состава была продиктована
проблемами, связанными с «выездной моделью»
самого «ДДТ». Предполагаемая запись на студии
«Рок-сентября» означала отсутствие музыкантов
«по месту работы», что, как выяснилось, стало
непреодолимым препятствием для басиста «ДДТ»
Геннадия Родина и гитарис
та Рустема Асанбаева.
Вторая причина компромиссного альянса с
«Рок-сентябрем» заключалась в невозможности для
«ДДТ» записываться в Уфе. Башкирские власти
решили не отставать от Москвы, усилив
идеологический прессинг по всем направлениям.
Бурной волной по городу прокатились
«диссидентские» репрессии и целая кампания
провокаций против немногочисленных
представителей «детей цветов». У «ДДТ» в
последний момент отменили предновогоднее
выступление в оперном театре (упоминание об этом
несостоявшемся концерте впоследствии вошло в
альбом «Периферия»), а самого Шевчука изгнали с
репетиционной базы в ДК «Нефтяник», фактически
объявив персоной «нон грата».
Под давлением внешних и внутренних
обстоятельств «ДДТ» дало первую трещину.
Вдобавок ко всему, отправившиеся в Череповец
Шевчук и Сигачев (как им представлялось в тот
момент - на
постоянное место жительства) буквально в день
приезда поняли, что оказались в западне.
«Встреча была бурной, к ночи она превратилась в
ураган, - вспоминает Шевчук. - Кобрин, оказывается,
пригласил нас, наивных, только как голос и
клавиши и хотел с нашей помощью накатать
альбомчик «культурных» песен а-ля «Динамик» или
«Круиз». В итоге ни одной репетиции так и не
состоялось. Я устроился художником в местный
кинотеатр, а Сигачев поигрывал на танцах».
В течение целого месяца уфимцы жили буквально на
хлебе с водой. Шевчук вместо брюк 48-го размера
начал носить 44-й, бычки от сигарет подбирались
прямо на улице... Ситуацию кое-как спасали
акустические квартирники - один из них удалось
записать, и он до сих пор хранится у
коллекционеров под незатейливым наименованием
«череповецкий концерт».
...Новый 1983 год Шевчук с Сигачевым встречали с
мыслями любой ценой зафиксировать на
студии у Кобрина новые песни, большая часть
которых была написана уже в «эмиграционный»
период. Автором всех текстов был Шевчук - за
исключением «Черного демона», по определению
Сигачева, «замечательно бессмысленного с точки
зрения социальности». Любопытный подтекст также
был у композиции «Не так уж плохо все, малыш»,
которая первоначально называлась «Привет М».
«Самое смешное, что эта песня - привет Макаревичу,
- вспоминает старинный уфимский приятель «ДДТ»,
заслуженный хиппи-меломан по прозвищу Джимми. -
Причем подоплека была мощной: заява типа «Учись,
Андрюша, писать лирические песни».
В отличие от предыдущих программ, состоявших
преимущественно из блюзов и традиции,
большинство череповецких песен несколько
неожиданно представляли собой энергичный и
бескомпромиссный «жесткий рок». «Музыка в стиле
советских танков, идущих на Берлин» - так
впоследствии охарактеризовали в Уфе эту работу
друзья группы, знакомые с музыкой «ДДТ» по
«Свинье на радуге» и акустическим песням.
Дело в том, что музыкальным мозгом раннего «ДДТ»
и автором большинства аранжировок являлся
Сигачев. Именно ему - как бы он впоследствии ни
открещивался - принадлежала идея о значительном
утяжелении звучания новых песен Шевчука.
Началу долгожданной сессии предшествовал
«крестовый поход» Шевчука к Кобрину. «Пришел я к
Кобрину, - вспоминает Шевчук, - и говорю: «Мы
рванули к вам, как к людям, все побросав. Сидим в
дерьме - денег нет даже на обратную дорогу. Есть
идея - ты должен помочь нам ее записать, и мы
уедем». Он, конечно, не хотел нам помогать, да и
«листва» из «Рок-сентября» особо не горела,
считая эти песни ерундой, «которая не пойдет». Но
деваться им было некуда - я был настроен очень
серьезно». После нескольких репетиций в
смешанном составе запись альбома наконец-то
стартовала.
|
В.Сигачев (слева) и Ю.Шевчук (выступление в Башкирском университете, 1984 г.) |
|
Сессия осуществлялась в период с 13 по 16 января
83-го года. Одним из немногих в окружении
«Рок-сентября», кто действительно помогал «ДДТ»,
оказался звукооператор Юрий Сорокин, фактически
выступивший в роли продюсера. Песни записывались
на два одноканальных магнитофона, с единственным
наложением вокала и соло-гитары. Еще одно
наложение могло привести к сильнейшей
диспропорции частот, делавшей фонограмму
непригодной для воспроизведения на бытовой
аппаратуре.
«Еще до записи мы четко знали, в каком стиле будем
играть, - вспоминал Сигачев в интервью известному
рок-журналисту Сергею Гурьеву. - Не хард-рок, не
рок-н-ролл, а такой стиль, где активная гитара,
активный рояль, четкий ритм - убойный, что
называется. Мы старались отказаться от клише,
внося элементы того, что потом Юрка назвал
«эклектикой» - парадные какие-то интонации,
иногда вплоть до джаза. Но сохраняя жесткий рок
как стилистику». Только две песни из новой
программы не вписывались в эту эстетику.
Сатирический реггей «Башкирский мед»,
поставленный в альбом «для разрядки», являлся
своеобразным экспромтом и был сыгран с первого
раза. Второй композицией была лирическая баллада
«Не стреляй» - акустическое произведение
бардовского плана, содержащее прямые аллюзии на
афганскую войну (к слову оно входило и в первые
два альбома «ДДТ»). Шевчук планировал «оформить»
эту песню в студии чуть ли не в симфо-роковом
варианте, но дело в итоге завершилось акустикой.
Все остальные произведения, как уже упоминалось,
отличались непривычной для раннего «ДДТ»
жесткостью звучания: начиная от Status Quo-подобного
«Компромисса» - прямого ответа на мещанские
постулаты Кобрина и заканчивая композицией «Три
кошки», сыгранной в актуальном для тех лет стиле
black metal.
Наиболее монументальной и впечатляющей
выглядела пятиминутная композиция «Они играют
жесткий рок», инструментальная часть которой
была выстроена на утяжеленном гитарном риффе
и энергичном клавишном проигрыше Сигачева,
выполненном в духе органных импровизаций Джона
Лорда. Музыканты из «Рок-сентября» играли свои
партии тщательно, но без особого энтузиазма - что
называется, с кукишем в кармане. Что же касается
Шевчука, то его манеру пения и низкий тембр
вокала сравнивали с Женей Морозовым из «ДК» или,
на худой конец, с Дэном Маккаферти из Nazareth. На
фоне запоминающихся рефренов и агрессивной игры
Шевчук великолепно поддерживал хардовое
настроение и драйв - можно даже пожалеть, что
позднее он выбрал совсем другой жанр...
Комментируя впоследствии столь непривычно
«тяжелый» для «ДДТ» альбом, Сигачев тем не менее
отдал должное Кобрину и остальным череповецким
рокерам - впрочем, весьма своеобразно: «Кобрин -
типичный филармонический деятель, хотя и играет
неплохо. А ритм-секция - это вообще кабацкие
музыканты, которые совершенно не представляли
себе, что делают. Но то, что мы говорили им, делали
нота в ноту. Они играли попсу, а в попсе тогда - в
их понимании - был металл. Было невозможно
заставить этих людей сыграть что-то светлое и
большое.
Я, видя, что такое дело получается, вставил туда
«Трех кошек» - самую тяжелую композицию,
чтобыпоставить все точки над i. В результате мы
записали настоящий «металлический альбом» - до
«Арии», до всех, когда в Москве не было еще ни
одного металлиста».
«Компромисс» получился не только единственным
как бы «металлическим» альбомом «ДДТ», но и одной
из самых пессимистичных работ группы. Здесь есть
заметный крен от социальности к философичности,
обобщениям и размышлизмам. Что за печальный
хард-ангел снизошел тогда на Шевчука и Сигачева?
Ни один из альбомов «ДДТ» не имеет такого
доминирующего настроения - при этом звучит здесь
скорее даже не металл, а хард-блюз, тяжелый
башкирский блюз, близкий по своим корням к музыке
начала семидесятых. Предсказания счастливой (в
некотором смысле) судьбы Северной Пальмиры,
конечно, грели душу, но в остальном главные песни
- отдававшая западопоклонничеством «Они играют
жесткий рок», сатирический «Башкирский мед» и
мрачноватая «Все хорошо» - содержали
обязательные для раннего Шевчука скоморошество
и горькую иронию.
...Записав «Компромисс» (другие названия -
«Монолог в Сайгоне» и «ДДТ III»), Шевчук и Сигачев
буквально на следующий день вернулись в Уфу.
Вскоре покинул Череповец и лидер «Рок-сентября»
Слава Кобрин, уехавший играть блюз в Эстонию
(«Кобрин блюз бэнд», «Ультима Туле», «Магнетик
бэнд»), а затем эмигрировавший в Канаду.
Что же касается увлечения Шевчука «жестким
роком», то после череповецкого альбома все
эксперименты с металлом в «ДДТ» были закончены.
Правда, поиски общего знаменателя на
стилистической ниве от «Рок-сентября» до Black Sabbath
повлияли (по принципу «от противного») на
последующие альбомы «Периферия» и «Время».
Когда концерты «ДДТ» стали сравнительно обычным
явлением, поклонники долго и безуспешно пытались
выпросить у Шевчука исполнение песен с
«Компромисса». Юрий Юлианович, словно стесняясь,
не желал возвращаться к этому материалу.
Исключением стала «Не стреляй» - главный хит
раннего «ДДТ» и, по сути, единственная песня из
череповецкого альбома, реанимированная
впоследствии в студийном и концертном вариантах.